Проблема взаимодействия детей и родителей была рассмотрена Л.Н.
Толстым как роль личного примера родителя и родительского воздействия
на воспитание: "Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы
воспитываем. Воздействовать же на сердце можно только гипнотизацией,
которой так подлежат дети,- гипнотизацией, заразительностью примера.
Ребенок увидит, что я раздражаюсь и оскорбляю людей, что я заставляю
других делать то, что сам могу сделать, что я потворствую своей
жадности, похотям, что я избегаю труда для других и ищу только
удовольствия, что я горжусь и тщеславлюсь своим положением, говорю про
других злое, говорю за глаза не то, что говорю в глаза, притворяюсь, что
верю тому, во что не верю, и тысячи и тысячи таких поступков или
поступков обратных: кротости, смирения, трудолюбия, самопожертвования,
воздержания, правдивости,- и заражается тем или другим во сто раз
сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями".
Л.Н. Толстой считал, что взаимодействие детей и родителей должно
основываться на свободе. Он создает теорию "свободного воспитания",
доказывая, что воспитание является насилием над ребенком: "Свобода есть
необходимое условие всякого истинного образования, т. е. и угрозы
наказаний и обещания наград (прав и т. п.), обуславливающие приобретение
тех или иных знаний, не только не содействуют, но и более всего мешают
истинному образованию. Лучше, чтобы дети знали про слабые стороны своих
родителей, чем то, чтобы они чувствовали, что есть у их родителей
скрытая от них жизнь и есть показная. В этом вся трудность и вся борьба с
детьми. Дети нравственнее гораздо проницательнее взрослых, и они, часто
не выказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки
родителей, но и худший из всех недостатков - лицемерие родителей и
теряют к ним уважение и интерес ко всем их поучениям".
Литература
- Л.Н. Толстой, "Роль примера и подражания в воспитании", Педагогические соч.-М., 1953-С. 402-403.
- Л.Н Толстой. Педагогические сочинения. - М., 1989. - С.448-449.
Автор: Елена Валиуллина Материал сайта "Твой ребёнок"
|