Государственный стандарт начального общего образования. Справка
В соответствии с федеральным законом "Об образовании" от 10 июля 1992
года в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные
образовательные стандарты, представляющие собой совокупность
требований, обязательных при реализации основных образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего,
начального профессионального, среднего профессионального и высшего
профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими
государственную аккредитацию.
Федеральные государственные
образовательные стандарты должны обеспечивать: единство образовательного
пространства Российской Федерации; преемственность основных
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего, начального профессионального, среднего
профессионального и высшего профессионального образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.
1 января 2010 года вступил в силу новый Федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009
года.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года.
Согласно ФГОС, количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших
основную образовательную программу начального общего образования:
личностным,
включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно‑смысловые
установки обучающихся, отражающие их индивидуально‑личностные позиции,
социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ
гражданской идентичности; метапредметным,
включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и
межпредметными понятиями; предметным, включающим
освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт
специфической для данной предметной области деятельности по получению
нового знания, его преобразованию и применению, а также систему
основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной
научной картины мира.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей начального общего образования
Филология:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания; развитие диалогической и монологической
устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и
эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Литературное чтение:
Литературное чтение на родном языке: понимание литературы как явления
национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций, осознание значимости чтения для
личного развития, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, достижение необходимого для продолжения
образования уровня читательской компетентности, умение самостоятельно
выбирать интересующую литературу.
Иностранный язык:
приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с
носителями иностранного языка, освоение начальных лингвистических
представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и
письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического
кругозора, формирование дружелюбного отношения и толерантности к
носителям другого языка.
Математика и информатика:
развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления,
воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной
грамотности.
Обществознание и естествознание (Окружающий мир):
формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту,
региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной
жизни; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нем; формирование модели безопасного поведения в
условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Основы духовно‑нравственной культуры народов России:
воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений о
светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в
культуре, истории и современности России.
Искусство:
развитие способностей к художественно‑образному,
эмоционально‑ценностному восприятию произведении изобразительного и
музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру.
Технология: формирование
опыта как основы обучения и познания, осуществление
поисково‑аналитической деятельности для практического решения прикладных
задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных
предметов, формирование первоначального опыта практической
преобразовательной деятельности.
Физическая культура:
укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному
и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных
умений саморегуляции средствами физической культуры; формирование
установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни.
Портрет выпускника начальной школы -
то есть после 4‑го класса - (по ФГОС начального общего образования):
любознательный, любит свой край, Родину; уважает и принимает ценности
семьи; умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию;
выполняет правила здорового и безопасного образа жизни; владеет основами
умения учиться, способен сам организовать свою деятельность. Материал подготовлен на основе информации открытых источников