Правило 1.
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема,
навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст
должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет
чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.
Правило 2.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам
исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально
реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего
интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная,
но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой
проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
Правило 3.
Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в
которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя
сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4.
Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности.
Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на
традиционные предметы и явления.
Правило 5.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно
быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном
объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном
направлении, у младшего школьника ограниченна.
Правило 6.
Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным
особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и
формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема
может решаться разными возрастными группами на различных этапах
обучения.
Правило 7.
Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть
наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее
отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к
поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию
критического мышления, основанного на доказательном исследовании и
надежных знаниях.
Правило 8.
С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной
школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому,
выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.
|