Наверное, не
будет сильным преувеличением утверждение, что подавляющее большинство тех, кто
держат в руках эту "Лоцию", значительную часть рабочего времени
проводят в ритме, заданном классно-урочной системой. Этот ритм очень
удобен своей определенностью, четкостью и организованностью. Надеемся, что
наших читателей при этом хотя бы раз посещал вопрос, каковы же реальные цели
участников классно-урочного процесса? Может быть, создание условий для развития
личности? "А что это за условия и как их создавать?" - спросит
учитель-практик, и не получит ответа.
Честное
обсуждение вопроса о целях приведет, скорее всего, к выводу, что единственно
реальная цель учителя при этом - "пройти программу"; цель ученика, в
лучшем случае, - "стать умнее", в ином - выучить то, что пригодится
для экзамена, а в худшем случае - перетерпеть годы школьной учебы.
Пожалуй, одна из
главных причин подобного отношения состоит в том, что большинство школьников
перестало мотивировать идеал "человека знающего" как продукта
классно-урочного обучения. В наше время одного такого обучения оказывается явно
недостаточно, и для достижения поставленных целей необходимо также
использование принципиально иной (хотя и не новой) философии построения
образовательного процесса. Считается, что она берет свое начало в трудах Джона
Дьюи. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил вести обучение
через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и
целей. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему
необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из
жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и
новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый
результат.
"Представьте
себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу,
работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон
платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в
самом педагогическом смысле этого слова". Так писал в 1918 г. один из
основоположников "метода проектов", последователь Джона Дьюи,
профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям
Херд Килпатрик.
Таким образом, в
основу метода проектов была положена идея о направленности
учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается
благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для
ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить,
применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет
бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и
ценности. Полный текст материала
|