В современной школе большое внимание уделяется применению различных форм и методов здоровье-сберегающих технологий.Важно, чтобы в во время учебного процесса они были эффективны для поддержания здоровья учащихся. Во время урока дети получают психологические, умственные и и физические нагрузки. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. Снять напряжение, активизировать внимание детей позволяют различного рода физкультминутки на каждом занятии.
Наибольшая их эффективность достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны и проводятся под музыкальное сопровождение. Время проведения физкультурных минуток определяет учитель по внешним признакам утомления. Как показывает практика самое оптимальное время проведения физкультминутки ориентировочно через 20-25 минут после начала урока, то есть когда появляются первые признаки переутомления. Внешним проявлением утомления является потеря интереса и внимания у ребят, ослабление памяти, нарушение почерка и т.д. Включение в структуру урока двигательных упражнений средней интенсивности поможет восстановить работоспособность у детей и повысить эффективность урока.
В комплексы физкультурных минуток включаются, как правило, 4-5 упражнений с общей продолжительностью их выполнения 1,5-2 минуты. Первое упражнение - потягивания, второе - третье для мышц шеи и рук, четвёртое - для мышц туловища, пятое - для мышц ног. Упражнения рекомендуется выполнять в положении сидя или стоя. Комплексы упражнений меняются один раз в две недели.
Учителю следует рекомендовать учащимся применять разученные на уроках комплексы обще развивающих упражнений при выполнении домашних заданий.
Можно выделить следующие виды физкульминуток:
- Упражнения для снятия общего и локального утомления;
- Упражнения для кистей рук;
- Гимнастика для глаз;
- Упражнения, корректирующие осанку;
- Дыхательная гимнастика.
Иногда достаточно пошутить, чтобы снять накопившееся напряжение. Не зря говорят: «Хорошая шутка равна физкультминутке». Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит с позиций здоровье-сбережения- не менее физкультминутки. Это мощный противовес наступающему утомлению и показатель высокого качества урока, важный критерий оценки здоровьесберегающего аспекта, используемых учителем педагогических технологий.
Сборник физкультминуток
Список рекомендуемой литературы:
Методические рекомендации по разделу "Воспитание. Здоровый образ жизни" курса "Педагогика" /Сост. В.П. Щербинина. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 59 с.
Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей.- Минск: Народная асвета, 1989.
Щербинина В.П. Педагогика здорового развития детей младшего возраста. Гродно, 1992
|