Развитие мелкой моторики рук, Значение. Практические советы
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего
возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая
гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой
головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять
простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о
развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и
расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой
моторики и координации движений руки должна стать важной частью
подготовки к школе, в частности, к письму.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том,
что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения
пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и
активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и
соседние зоны, отвечающие за речь.
Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей
значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы
заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно
превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся
трудными, не забывать хвалить ребенка.
Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной
умелости предполагает известную степень зрелости структур головного
мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем
случае нельзя ребёнка заставлять.
Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много
игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не
было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает
недоумение, зачем это все надо?
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее
моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас
даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы
воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще
20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше
делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас
же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки,
общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с
речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если
с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что
ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет
завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина
кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание
настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш
ребенок не исключение.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой
большинство родителей узнают только только перед школой. Это
оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой
информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах
карандаш.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него
движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут
детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Предлагаем вашему вниманию игры
на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском
саду, так и дома.
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук. Упражнения для развития мелкой моторики рук ЗДЕСЬ