Сайт учителя начальных классов Переломовой Марины ПетровныСреда, 24.04.2024, 06:20

Приветствую Вас Гость | RSS
| Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников [5]
Заботливым родителям [14]
Здоровьесбережение [9]
Классному руководителю [10]
Другое [0]
Самообразование [0]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Главная » Статьи » Проектно-исследовательская деятельность младших школьников

Исследовательская деятельность младших школьников

В настоящее время большое значение уделяется повышению качества образовательно-воспитательного процесса. Для достижения положительной динамики учитель одной из главных целей в своей работе ставит развитие познавательной активности обучающихся. Ведущую роль для достижения цели должны играть активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является исследовательская деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки.

Также в процессе исследовательской деятельности развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки.

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.

Свою работу  я начинаю с проведения комплекса диагностик по изучению интересов детей. На основе полученных данных создаю образ класса.
Успешному достижению цели сопутствует сотрудничество с родителями учеников. Каждый ученик совместно с родителями создаёт портфолио, которое помогает выявлению индивидуальных творческих способностей детей. На первом этапе создания портфолио уже начинается исследовательская деятельность. Ученики совместно с родителями изучают свой гороскоп, значение имени, составляют генеалогическое древо семьи.

В первом классе трудно приступать к исследовательской деятельности. Но вполне возможно. Приведу пример приемлемого для первоклассников  задания на уроке «Обучения грамоте» при изучении темы «Буквы А, Я». Предлагаю детям разные тексты, напечатанные на листочках. Задание: найдите и обведите в тексте все буквы А, подчеркните – Я. Выясните, какая буква чаще употребляется. Такое задание не только развивает внимание и способствует усвоению букв, но и носит поисково-исследовательский характер. Первоклассники часто задают вопросы по поводу встречающихся непонятных по значению слов. Использую приём «Попробуй узнать сам», т. е. спросить дома, в библиотеке, а затем рассказать в классе.

Исследовательская деятельность младших школьников – это совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности.
Выбирая тему, нужно учитывать интересы ребёнка.

Для того, чтобы активизировать исследовательскую деятельность учащихся начальной школы, помочь им освоить
первичные навыки проведения самостоятельных исследований, полезно в работе использовать коллективные и индивидуальные игры. Каждая игра исследование состоит из двух этапов: 1 – тренировочное занятие; 2 – самостоятельное исследование.

Что представляет тренировочное занятие?

 1.        Подготовка к  занятию.
Для проведения тренировочного занятия понадобятся карточки с символическими изображениями методов исследования: «подумать», «спросить у взрослых», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести
эксперимент» и другие. На таких же листочках символическими знаками нужно изобразить темы будущих исследований.

 2.   Выбор темы и методов исследования.

Весь класс располагается за «круглым столом», на котором разложены карточки с символическим изображением методов и тем исследования. Детям сообщается, что они будут учиться проводить самостоятельные исследования, то есть им предстоит выполнить работу, которую делают взрослые учёные. Кто-то из участников выбирает тему. Карточка с избранной темой размещается на середине стола. К примеру, дети выбрали тему «ёж», нужно объяснить, что их задача заключается в подготовке небольшого сообщения, то есть собрать информацию о еже. Как это можно сделать? Учитель должен предлагать только те способы, которые доступны детям. Начать можно с обычных вопросов, например, «Что мы должны сделать перед тем, как начнём собирать информацию?» или «Как вы думаете, с чего начинали исследования учёные?». Необходимо подвести к мысли, что исследование начинается с обдумывания, какая информация необходима исследователю. После того как учащиеся поймут это, на столе появляются карточки с символическими изображениями методов исследования. Следующий вопрос «Где мы можем узнать что-то о еже?». Постепенно появляются карточки «подумать», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «узнать из книг», «спросить у взрослых» и другие.

 3.       Сбор информации.

Разложенные на  столе карточки с символическим изображением методов сбора информации будут планом исследования. Важно объяснить, что собранные данные лучше сразу зафиксировать, чтобы не забыть. Следует научить детей кратко выражать новые идеи на бумаге. Делать это можно не толь с помощью записей, но и рисунками. В классе разместить специальный уголок для накопления информации, который представлен несколькими конвертами.

 4.  Обобщение результатов поиска. Для обобщения всей собранной информации проводится занятие, на котором дети рассказывают, что они узнали. Результатом может стать совместно подготовленные газета, альбом, журнал, презентация и др.

 Самостоятельное исследование.

 1.  Подготовка к проведению самостоятельного исследования.

Во-первых, нужно определение области исследования. В школьной практике это та или иная учебная дисциплина, например, литература, окружающий мир, математика и др. Во-вторых, выбрать объект и предмет исследования. Объект исследования – это определённый процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, своеобразный носитель
проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования, т. е. конкретной части объекта, внутри которого ведётся поиск. Именно предмет исследования определяет тему работы. Выбор темы для многих является трудным этапом. Первоначальная формулировка может носить не окончательный, а предварительный характер. При этом тема должна быть не расплывчатой, а конкретной. Следующим шагом будет обоснование актуальности исследования. Это является обязательным требованием к любой работе. Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования, которую можно представить, как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения.

2.        Составление плана.

3.        Определение гипотезы. Гипотеза
должна удовлетворять ряду требований: быть проверяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать фактам.

4.      Определение цели и задач.

Цель исследования – это конечный результат, которого хочет достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели можно представить различными способами. Например, выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать и т.д.

5.     Сбор и изучение информации. если на предыдущих этапах большая роль отводится учителю, то на этом этапе главная роль будет у ученика.

6.      Оформление  результатов исследования. Существует много форм представления результатов исследовательской работы. Для учеников начальной школы это может быть текст научного сочинения, статья, сообщение, доклад, отчёт и другое.
Оформление начинается с распределения материала по главам. После того, как главы сформированы, их редактируют и приступают к написанию выводов по каждой главе. Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения или аннотации к работе и составлению библиографического списка. В исследовательской работе могут содержаться приложения – это материалы, имеющие дополнительное значение. Они размещаются после основного текста. Приложения могут содержать копии документов, статистический или справочный материал, иллюстрации и фотографии и др.

7.     Защита результатов исследования. Представляет очень важный этап и к нему нужно тщательно подготовиться. Следует помнить, что обычно на всё выступление отводится 5-7 минут. Ни о теме, ни о том, что прочитано, говорить не следует. Защита не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Особое внимание обратить на речь докладчика. После выступления члены комиссии, зрители и другие участники могут задать вопросы, поэтому докладчик должен быть готов на них ответить.

Результатом нашей совместной исследовательской деятельности с детьми стали самостоятельно изготовленные книжки-малышки по теме «Кто такие кошки», газета «Если хочешь быть здоров», «Дневник здоровья», памятки-аннотации к словарям при изучении темы «Школьные словари». Учащиеся
выполнили самостоятельные исследования по темам «Откуда берется и куда девается мусор», «От чего зависит правильная осанка», «Витамины», «Герои моего народа».
С данными работами мои ученики приняли участие в районных и областных конкурсах «Шаг в будущее», стали участниками Всероссийского фестиваля исследовательских и
творческих работ «Портфолио», Всероссийского конкурса «Разноцветный дом». (Презентация)

http://portfolio.1september.ru/work.php?id=575184

http://portfolio.1september.ru/work.php?id=571156

К организации исследовательской деятельности с детьми начальной школы нужен особый подход. Учителю нужно начать с себя, самому перестроится. На первых порах придется взять на себя большую часть работы. Но не надо бояться трудностей, и работа станет интереснее.
Помните, что дети должны идти «рядом», а не «позади», ищите истину вместе с ними.

Использованная литература:

1.      Г.Ф.Гаврилычева «Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе». Начальная школа №12 1986г. М. Просвещение с.18-27.

2.      Журнал «Завуч начальной школы»  2005-2006г

Категория: Проектно-исследовательская деятельность младших школьников | Добавил: Marina1973 (02.01.2011)
Просмотров: 23596 | Комментарии: 9 | Теги: самообразование, Интересное | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 4
4 ppu-pro_Mt  
Наша команда опытных специалистов приготовлена предъявить вам инновационные системы, которые не только снабдят долговечную защиту от холодильности, но и преподнесут вашему жилью современный вид.
Мы эксплуатируем с последовательными строительными материалами, подтверждая прочный срок работы и прекрасные результаты. Изоляция наружных стен – это не только сокращение расходов на обогреве, но и ухаживание о экосистеме. Энергосберегающие разработки, какие мы осуществляем, способствуют не только твоему, но и сохранению природной среды.
Самое основное: <a href=https://ppu-prof.ru/>Сколько стоит утепление дома снаружи</a> у нас стартует всего от 1250 рублей за м²! Это доступное решение, которое превратит ваш хаус в настоящий уютный местечко с минимальными затратами.
Наши произведения – это не только утепление, это формирование пространства, в где любой элемент показывает ваш персональный образ действия. Мы учтем все ваши пожелания, чтобы осуществить ваш дом еще более комфортным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>https://www.ppu-prof.ru/</a>
Не откладывайте труды о своем ларце на потом! Обращайтесь к спецам, и мы сделаем ваш дворец не только комфортнее, но и более элегантным. Заинтересовались? Подробнее о наших делах вы можете узнать на нашем сайте. Добро пожаловать в пространство комфорта и качества.

3 ppu-prof_Mt  
Наша бригада квалифицированных специалистов завершена подать вам современные методы, которые не только гарантируют надежную протекцию от заморозков, но и дарят вашему зданию современный вид.
Мы трудимся с самыми современными средствами, гарантируя долгосрочный термин работы и превосходные результаты. Утепление внешнего слоя – это не только сбережение на тепле, но и трепет о природной среде. Сберегательные технические средства, какие мы применяем, способствуют не только вашему, но и сохранению природных ресурсов.
Самое основополагающее: <a href=https://ppu-prof.ru/>Ремонт домов утепление фасадов</a> у нас открывается всего от 1250 рублей за кв. м.! Это бюджетное решение, которое метаморфозирует ваш жилище в реальный комфортный корнер с минимальными затратами.
Наши достижения – это не всего лишь теплоизоляция, это разработка области, в где всякий элемент преломляет ваш собственный стиль. Мы примем во внимание все все твои пожелания, чтобы воплотить ваш дом еще более гостеприимным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>www.ppu-prof.ru</a>
Не откладывайте дела о своем квартире на потом! Обращайтесь к квалифицированным работникам, и мы сделаем ваш обиталище не только теплее, но и моднее. Заинтересовались? Подробнее о наших работах вы можете узнать на сайте компании. Добро пожаловать в обитель удобства и стандартов.

2 Оксана  
Очень даже хорошо

1 FetOreDsletry  
перечитал весь блог, довольно неплохо

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные сайты
  • Министерство образования ИО
  • Институт развития образования ИО
  • Управление образования МО "Усть-Удинский район"
  • МКУ "РИМЦ Усть-Удинского района"
  • Федеральный институт педагогических измерений
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Портал информационной поддержки ЕГЭ
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Российский общеобразовательный портал
  • Коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Дети России онлайн
  • Персональные данные. Дети
  • Столица детства
  • Детские электронные презентации и клипы
  • УчМет

  • ^Наверх
    ucoz

    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz