Цели праздника:
мотивировать интерес к
учению, формировать устойчивый интерес к чтению;
развивать интерес и
любовь детей к чтению книг;
воспитывать бережное,
уважительное отношение к книге;
способствовать
сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному
общению с книгой.
Оборудование: празднично
украшенный зал, шарами, плакатами, вырезанными буквами. Аудиозаписи,
видеозаписи. Костюмы для детей.
Праздник начинается, гости улыбаются,
А дети постараются сегодня показать
Всё, чему учились, всё к чему стремились,
Потому что надо много рассказать.
Вот и заканчивается ваш первый учебный год. Этот год стал
испытанием на прочность наших родителей, проверкой сил, возможностей и
интересов деток. Испытания были все возможные: кто-то усердно старался играть,
кто-то игрушки умело разбирать, кто-то опробовал приемы карате на друзьях, а
еще мы учились быть учениками читать, писать и считать.
Ученик 1:
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать
гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
Ученик 2:
Знают взрослые и дети
И шахтер и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.
Ученик 3:
Первый класс – это
первый задорный звонок.
Первый класс – это первый серьёзный урок.
Первый класс – это первая в жизни оценка,
Это шумная, радостная переменка.
Ученик 4:
Знает каждая девчонка
и каждый мальчишка:
Первый класс – это первая школьная книжка.
Учились по этой книге всегда,
А книга эта – Азбука.
Ученик 5:
Она научила буквам
нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Ученик 6:
Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Вбегает Буратино.
Буратино: Привет ребята! Узнал, что у вас сегодня
праздник "Прощание с Азбукой”, а я так люблю праздники! И вот я здесь. Но
неужели вы так быстро научились читать и писать?
Дети: научились!
Буратино: Ой, какие вы молодцы! А меня, помните,
Мальвина учила читать, но я не был прилежным учеником и сейчас читаю плохо.
Ладно, теперь я честно обещаю вам, что буду стараться и скоро научусь читать,
как вы. Знаете что, давайте пригласим на праздник Мальвину.
Дети соглашаются. (Буратино выбегает за дверь и возвращается,
ведя за собой Мальвину)
Мальвина: Здравствуйте, ребята! Буратино сказал, что
вы уже хорошо научились читать. Это правда? Наверное, у вас была волшебная
книга? Как она называется?
Дети: Азбука!
Мальвина: А знаете ли вы, что в сказках случаются
порой невероятные вещи? Так вот, сейчас и произойдет чудо.
(Хлопает в ладоши) Раз, два, три.
Выходит Азбука.
Азбука:
Я – Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
А в книгах этих есть про все:
Про реки и моря,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет тепло и газ.
Азбука: А вы знаете, почему меня так называют? Хотите
узнать?
Раньше букву А называли Аз, Б – Буки, В – Веди. Так и
получилось мое название от двух первых букв алфавита Аз и Буки – Азбука.
Мальвина: Садись, дорогая Азбука. Сегодня ты – самый
желанный гость на нашем празднике.
Азбука: Расскажите мне, ребята, чему вы научились,
что нового узнали? Буквы-то знаете хорошо?
Дети: Да!
Дети поют частушки
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про своих успехи.
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
Буквы гласные мы любим
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
Ах, ты бабушка, моя,
Снова не согласна!
Ты запомни навсегда,
Есть лишь десять гласных.
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я люблю вашу книжку
Одним махом "проглочу”!
С Азбукой кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер круг –
Уважаю с детства труд!
Почему малышей
Мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
Кончились странички.
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Мальвина:
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
А называется все – алфавит!
Ученики читают стихи из азбуки
Буква А.
Буква А сладка на вкус,
Словно сахарный арбуз.
Буква Б.
По полю барашек белый
Темной ночью брел несмело.
Блеял он: «Боюсь я! Бе-е-е!»
Узнаете букву Б?
Буква В.
Буква В есть в слове «вол»,
Я ее легко нашел!
Буква Г.
Что за грохот? Что за гром?
Букву Г принес нам гном.
Зацепился он за гвоздь
И упал, наш бедный гость!
Буква Д.
Буква Д, как будто дом,
Я в деревне жил в таком.
Буква Е.
Буква Е есть в слове «ель»,
Заметает ель метель.
Буква Ё.
Буква Ё есть в слове «ёж»,
Ты легко ее найдешь!
Буква Ж.
Узнаешь знакомый звук?
Буква Ж жужжит, как жук.
Буква З.
З звенит, словно звонок,
Нас торопит на урок.
Буква И.
И — игрушки,
И — игра.
Любит игры детвора!
Буква Й.
Йогурт из малины
Самый наш любимый!
Буква К.
Буква К, как куколка,
Славненькая буковка!
Буква Л.
Лето, ливень, листопад,
Я любой погоде рад!
Буква М.
Букву М узнал я рано,
Ведь она есть в слове «мама».
Буква Н.
Н — веселый Новый год,
Скоро в гости к нам придет!
Буква О.
О — похоже на колечко,
Словно шерстка на овечке.
Буква П.
П — прекрасные подарки
Принесли в пакете ярком.
Буква Р.
Р — рычит, как будто рысь,
Эй, меня остерегись!
Буква С.
С — свистит, словно свисток:
Удирайте со всех ног!
Буква Т.
Взял я толстую тетрадь,
Буду букву Т писать.
Буква У.
Замычит буренка: «Му-у!»
Узнаете букву У?
Буква Ф.
Я в лесу нашла фиалку —
Только рвать фиалку жалко!
Буква Х.
Веселится буква Х:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Буква Ц.
Кап-кап-кап — за каплей капля
Мелкий дождик моросит.
Буква Ц, как будто цапля,
На одной ноге стоит.
Буква Ч.
Чашки, чайник, сладкий чай,
Что за буква? Отвечай!
Буква Ш.
Я шуршу, как будто шины,
Есть я в слове и «машина»,
И собой я хороша!
Вы узнали букву Ш?
Буква Щ.
Буква Щ есть в слове «щит».
От удара он трещит!
Твердый знак.
Знак я очень твердый,
Оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!
Буква Ы.
Буква Ы есть в слове «бык»,
Травку бык щипать привык!
Мягкий знак.
Я — мягкий знак.
Меня найдешь
И в слове «льет», и
В слове «дождь».
Буква Э.
Этот дом похож на наш —
У него один этаж.
Буква Ю.
Скачет Юля, как юла,
Хоть и ростиком мала!
Буква Я.
Ты твердишь все: «Я да я!
Всех умнее я, друзья!»
Не забудь, что буква Я —
Самая последняя!
Ведущий: Молодцы! Мы рассказывали стихи известного
детского поэта С. Я. Маршака.
Мальвина: Ребята, а про какие буквы мы с вами не
вспомнили? (Ъ) (Ь) (Ы).
Чтобы они на нас не обижались, давайте расскажем о них
стихи.
Ъ: Знак я очень твердый, оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жал, меня теряют!
Ь: Я – мягкий знак. Меня найдешь
И в слове "льёшь” и в слове "дождь”!
Ы: Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы –
Все мы знать её должны!
Мальвина: Ребята, сейчас мы проверим, как хорошо вы
изучили буквы алфавита.
Отгадайте буквы по их описанию.
Дети читают стихи
1. Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква….
2. Эта буква так кругла –
Укатиться бы могла….
3. Вы посмотрите:
Кто такой, загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув, баранкой ногу?
4. На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три….
5 .Ты с этой буквой знаком:
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок…
Физминутка.
Мальвина: А сейчас давайте поиграем. Я буду называть
разные слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки
вверх, если услышите согласный – присядете. Готовы?
Утюг, апельсин, лошадь, игра, доска, стол, окно,
карандаш, доска, яма (ловушка), книга, школа, ослик, жук, эхо.
Мальвина: Продолжаем наш разговор о звуках и буквах .
Вы знаете, какая история однажды произошла с буквами?
Сценка "Азбука”
Автор:
Всем известно:
Буква Я в Азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Ну так слушайте рассказ.
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала,
Взбунтовалась буква Я!
Буква Я:
Я, - сказала буква Я, -
Главная заглавная!
Я хочу, чтобы по всюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Автор: Говорят ей:
Буквы: Встань на место!
Автор: Отвечает:
Буква Я:
Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мною -
Недоразумение! Недоразумение –
Не более, не менее!
Автор: Тут вся Азбука пришла
В страшное волнение.
Буква Ф: Фу-ты, ну-ты!
Автор: Фыркнул ЭФ. От обиды покраснев.
Буква С: "Срам!”
Автор: Сердито ЭС сказала!
Все кричат.
Буквы: Воображала!
Автор: Проворчала П:
Буква П: "Попробуй потолкуй с такой особой!”
Автор: Я затопала ногами.
Буква Я:
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!
Автор:
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы: Хорошо, идем на спор!
Буква А:
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку, -
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я:
Чтобы Я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!
Автор:
Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела и потела…
Написать она сумела только
ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ!
Автор: Как зальется буква ХА:
Буква Х: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Буква О: О от смеха покатилась!
Буква А: А за голову схватилась!
Буква Б: Б схватилась за живот…
Автор:
Буква Я сперва крепилась,
А потом – как заревет!
Буква Я:
Я, ребята, виновата!
Признаю свою вину!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы Ю!
Автор: "Что ж”, - решил весь алфавит, -
Буква А: Если хочет, пусть стоит
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Буквы: Чтобы все от А до Я –
Жили как одна семья!
Азбука: Спасибо вам, ребята! Чудесную сказку
показали. Автор этой сказки – Борис Заходер. Мы будем встречаться с его
произведениями на страницах детских книг. А знаете ли вы, когда бала напечатана
первая азбука на Руси? В 1574 году. В этом году "Азбуке” исполняется 437 лет.
Ведущий: Я предлагаю поиграть с буквами. На доске вы
видите слово "первоклассник”. Какие другие слова можно составить из букв этого
слова? Подумайте вместе с мамами. У кого получится самой длинное слово? (Киви,
класс, кассир, окна, перо, кино, пикник, воск, квас, пони)
(Раздается стук в дверь)
Мальвина: Ребята, кто то к нам пришел в гости!
(Звучит музыка заходит Старуха Шапокляк)
Мальвина: Здравствуй гостья дорогая, проходи скорей
сюда!
Шапокляк: Да, первый класс - это первый шаг во
взрослую жизнь, шаг этот трудный, потому что "Нынче в школе первый класс, вроде
института”.
Шапокляк: Попробуйте угадать героя сказки.
1. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это Доктор …
2. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла свое,
Вы подскажите, как звали ее?
3. Всех он любит неизменно
Кто к нему не приходил
Догадались это Гена,
Это Гена …
4. У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? Вот вопрос?
Шапокляк: Какие вы молодцы, ребята! Все загадки
отгадали!
А сейчас, ребята, повторим правила.
В сочетаниях ЖИ-ШИ только - всегда пиши.
В сочетаниях ЧА-ЩА пишем только букву .
В сочетаниях ЧУ-ЩУ пишут только букву .
А сейчас мне пора, побегу к другим ребятам! До свидания,
ребята!
(Шапокляк уходит)
Конкурс для родителей.
1. Какой цветок вручили чемпиону? (пион)
2. Как называется блюдо, которое приготовила стряпуха? (уха)
3. Как называется водоём, у которого растёт гречка? (речка)
4. Как написать сухая трава четырьмя буквами? (сено)
5. Название какого города состоит из имени одного мальчика и ста девочек?
(Севастополь)
6. Вспомните расписание уроков своего ребёнка в понедельник.
7. Сколько детей в классе, в котором учится Ваш ребёнок?
8. Сколько уроков физкультуры в неделю было у Вашего ребёнка?
9. Как зовут директора школы?
10. Какая буква алфавита обозначает класс, в котором учится Ваш ребёнок?
Азбука: Молодцы! А теперь выходите буквы: Б, У, К, В,
А, Р, Ь
Попробуйте встать в таком порядке, чтобы образовалось слово.
(Букварь)
Мальвина: Азбука, ребята отгадали все загадки. А
теперь твоя очередь отгадай, какую сказку покажут вам дети.
Ребята показывают сказку "Репка”
Азбука: Хорошо нам понравилось ваше выступление. Но
пора спешить к другим ребятам, которые не научились читать.
Буратино: Подождите, Азбука! А как же ребята? Что же
у них не будет книги для чтения?
Азбука: А это мой сюрприз. Я привела к вам старшую
сестру – Книгу для чтения.
Звучит музыка. Выходит Книга для чтения
Книга для чтения: Здравствуйте, ребята. Я – Книга для
чтения. Надеюсь, мы подружимся.
А сейчас , ребята, вам ещё одна загадка. Перепутались
названия сказок. Нужно исправить.
1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)
2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
7. Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
8. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
9. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
10. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
11. Луковый мальчик. (Чипполино.)
12. Свеколка. (Репка.)
Но и Азбуку не забывайте. Ведь это первая ваша книга, по ней
вы научились читать.
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком.
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от "А” до "Я”!
Мальвина: И сегодня мы прощаемся с Азбукой, как с
добрым, умным другом, который помог нам многое узнать.
Азбука: Закончена Азбука.
Буквы мы знаем.
Стихи и рассказы
Свободно читаем.
Добру нас учила
Русская речь.
И мы её будем
Любить и беречь!
Закончился в школе последний урок,
Звенит, заливается школьный звонок!
Мы — сумки под мышку
И мчимся вприпрыжку,
Скорее, скорее за школьный порог!
Но где бы я ни был,
Куда бы ни шёл,
Каких бы я новых друзей ни нашёл
На речке и в поле
Я помню о школе.
Я помню, что я во второй перешёл.
Первый класс!
В первый раз
Год назад ты принял нас.
Перешли мы во второй
И прощаемся с тобой!
Мел, доска, картины, карты
Вместе с нами перейдут.
Чуть повыше станут парты,
Вместе с нами подрастут!
Полюбили мы друг друга,
За подруг стоим горой.
И со мной моя подруга
Переходит во второй.
А учительница, что же?
Бросит разве нас с тобой?
Нет, учительница тоже
Переходит во второй.
Прощай, любимый первый класс!
Ты лучшим в жизни был у нас.
Ты научил нас дружно жить
И нашу Родину любить.
Ты научил нас всех читать,
Писать, считать и рисовать.
Прощай, любимый первый класс!
Ты лучшим в жизни был у нас!
Пусть спокойно в нашей школе
Спит до осени звонок.
Здравствуй, речка!
Здравствуй, поле!
Здравствуй, солнечный денёк!
Пляж горячий, словно печка,
Порумянь-ка нам бока!
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, речка!
До свиданья, облака!
Будет много песен спето,
Дождь не страшен и жара.
Здравствуй, солнечное лето!
Здравствуй, звонкая пора!
Мальвина:
Всем мы сегодня говорим
"Спасибо” Азбуке.
От Азбуки на память вам
Подарки подарю.
Звучит музыка. Мальвина и Буратино вручают подарки
|