Коллективные творческие
дела (КТД) - главное воспитательное средство коммунарской методики,
способ организации яркой, наполненной
трудом, творчеством и общением жизни единого
коллектива воспитателей и воспитанников, старших и младших.
Суть каждого дела - забота
о своем коллективе, друг друге,
об окружающих людях, о далеких друзьях.
В каждом КТД решается множество
педагогических задач, происходит развитие демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы
ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к людям и окружающему
миру. КТД, обогащая коллектив и личность
ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
Условия
педагогического успеха коллективного творческого дела
Первое условие - общая
забота.
Надо научиться включать
каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместные действия
на общую радость и пользу.
Второе условие -
товарищество.
Воспитатель должен всегда
проявлять внутреннее, духовное отношение
к воспитаннику как к младшему товарищу.
Третье условие -
единство мыслей и действий, воли чувств.
Воздействовать так, чтобы
развивать в единстве все три стороны личности
растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную.
Четвертое условие - единый коллектив.
Влиять так, чтобы способы
воздействия воспитателей на воспитанников
были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также
способами воздействия воспитанников друг
на друга,
на воспитателей и каждого
воспитанника на самого себя.
Пятое условие - творчество, а не шаблон.
Влиять так, чтобы
использовать в единстве различные виды воспитательного
воздействия - незаметное и открытое, прямое и опосредованное, но использовать непременно творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность однообразия.
Основные виды
коллективных творческих дел: познавательные дела; трудовые дела;
художественные и спортивные дача.
Стадии коллективного творческого дела (КТД)
(по методике
И.П. Иванова)
Стадии
|
Педагогическое
целеполагание
|
Методы, формы
деятельности коллектива
|
Предварительная работа воспитателя
(1 стадия)
|
-Для чего, с кем? - С
какой целью? Кто может помочь? -
Как подключить детей, родителей? Кому быть организатором?
|
Нацеливающие" воспитательные мероприятия: «стартовые беседы», товарищеская
беседа, рассказ -размышление,
убеждение на собственном опыте.
|
оллективное планирование
(2 стадия)
|
- Какие дела проведем?
- На радость и пользу кому? - Где лучше проводить? - С кем лучше проводить?
|
Сбор-старт: обоснование предложений,
анализ задач на размышление.
Творческий поиск. Открытая
дискуссия. Деловая игра.
Побуждение ободрением,
похвалой, помощью, доверием). Выборы «совета дела» и др.
|
Подготовка дела
(3 стадия)
|
- Как развивать
положительные качества ребят? - Как
преодолевать отрицательные качества ребят? - Как включить всех ребят в активный творческий поиск? - Как научить ребят преодолевать трудности, не поддаваться соблазнам?
|
Увлечение добрым
сюрпризом. Помощь товарищеским советом. Доверие. Товарищеское поощрение.
Увлечение делом, поиском,
романтикой, героизмом, игрой. Обсуждение.
Товарищеский контроль. Обсуждение. Уточнение проекта коллективного
творческого дела.
|
Проведение дела
(4 стадия)
|
- Как воодушевить
воспитанников и помочь им
сосредоточиться на главном в КТД?
- Как увлечь воспитанников личным
примером? -Как добиться радостной
перспективы близкого успеха'' -
Как научить ребят выходить из затруднительного положения?
|
Общественно-гуманистические
КТД. Познавательные КТД. Художественные КТД. Спортивные КТД. Формы, операции, эстафеты, конкурсы, смотры, диспуты, соревнования.
|
Подведение итогов
(5 стадия)
|
- Как убедить ребят в
необходимости дальнейшего
улучшения своей и окружающей жизни? -
Как научить воспитанников анализировать
и оценивать свою работу?- Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?
|
Товарищеский разбор.
Сборы -'огоньки". Похвала, поддержка, побуждение. Това-рищеское приучение. Деловой спор. Награда. Контроль. Требование.
Обсуждение. Критика .
Наказание.
|
Ближайшие последствия
(6 стадия)
|
- Как научить ребят
реализовывать выводы и предложения?
- Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива? - Как научить учащихся осуществлять собственные
решения?
|
Творческие группы.
Расстановка сил. Доверие.
Радостная перспектива. Изменение режима.
Выполнение чередующихся
поручений. Преемственность в делах. Перспектива. Взаимопомощь.
|
Таким образом, целевой и
содержательный аспекты стадии коллективного творческого дела заключаются в
следующем:
Первая стадия - стартовая беседа: во время которой воспитатель увлекает воспитанников
радостной перспективой интересного
и полезного дела. Для кого'? Когда? Где?
Кто? С кем вместе ?
Вторая стадия - коллективное планирование; микроколлективы формируют свое мнение по выдвинутым вопросам
и выносят его на общее обсуждение.
Таким образом, при личном участии каждого
члена коллектива сообща создается проект предстоящего дела.
Третья стадия - коллективная подготовка. Совет дела или творческая
группа из представителей каждого микроколлектива уточняет предложенный проект КТД в деталях, распределяет поручения между микрогруппами, а затем руководит
выполнением задуманного.
Четвертая стадия - проведение КТД - это итог работы,
проделанной при подготовке. Действия
воспитанников в необычных условиях требуют
быстрых решений, экспромтов, импровизации
и в них особенно четко проявляются
положительные качества детей, их
слабости.
Пятая стадия - коллективное подведение итогов. Воспитатель ставит на общем сборе -
"огоньке" задачи для размышления:
что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее?
В заключительной части "огонька" воспитатель обобщает мнение, высказанное на сборе.
Шестая стадия - общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов, становится
содержанием ближайшего
последствия в процессе которого
воспитатель организует использование
опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и
обсуждении дела.
Анализ КТД
1.
Фамилия, имя, отчество руководителя
КТД.
2.
Возраст участников.
3.
Дата проведения, место, форма,
количество участников.
4. Оптимальный выбор времени, продолжительность с
учетом возраста, использование ТСИ
(Технических средств информации)
5. Тема,
цели и задачи:
• актуальность
• соответствие возрастным
особенностям
• соответствие интересам и
уровню воспитанности детей
• формирование у детей
педагогически ценных мотивов участия в
деле
6. Примерная структура
хода мероприятия, содержания основных компонентов:
• создание ситуации
готовности
• организационное начало
• содержательность
• оптимальное сочетание
рациональной и эмоциональной информации.
• степень
заинтересованности на протяжении всего КТД
• степень
самостоятельности
• организованное завершение
7. Педагогический самоанализ:
• оценить, насколько реализованы планируемые
воспитательные задачи
• проектирование
последствий КТД
• создание воспитывающих ситуаций
• корректировка
воспитательных целей, задач и методов организации КТД в системе воспитательной работы
|